Беседа с интересным человеком. Борис Прокопьев, основатель журнала “Бег и мы”. “Любите бег в себе, а не себя в беге”

Renat Shagabutdinov
9 min readOct 31, 2018

--

Приступим к нашей беседе. Первый вопрос может быть немного неожиданным — он про Зеленоград, в котором мы и встретились сегодня. Зеленоград, думаю, можно назвать беговым городом. Да, строго говоря, это не город, а округ Москвы, но воспринимаем мы его как город, потому что он за пределами МКАДа. Здесь вы 24 года издавали единственный беговой журнал в стране (печатный). Здесь довольно крупный паркран — больше участников, чем в большинстве других. Здесь проходят отличные забеги, массовые и хорошо организованные, как правило. Хотелось бы услышать ваше мнение. Какие факторы влияют на то, будет ли у территории, города, района богатая беговая культура или нет, на ваш взгляд?

Пьем кофе с Борисом в Зеленограде — субботним утром после паркрана

Да, Зеленоград уникальное местечко, это некий анклав, как Аляска для Америки. Нужно проехать по Московской области, чтобы снова попасть в район Москвы… Он располагает к занятиям бегу. Мы живем в лесу. Наши районы, особенно в центральной части города, разделяются лесопарковыми зонами, ухоженными, с хорошими дорожками. Сам бог велел нам здесь бегать. Думаю, это главное. Второе. Город компактный, мобильный — максимум 6 километров от одного конца до другого.

Вполне доступная дистанция.

Да, вы в 30 минутах бега друг от друга. Когда я издавал журнал, у меня бухгалтер жила на другом конце города, электронная коммуникация была слабо развита, и я бегал с документами к ней и обратно — часовая тренировка, спокойный бег. А еще компактность хороша тем, что люди, живущие на ограниченном пространстве, потихоньку узнают друг друга. Очень много знакомых. Идешь по городу — обязательно встретишь знакомых, в Москве с этим сложнее. Не говоря о своих дворах. Ты чувствуешь себя дома. И информация в такой среде распространяется активно. Это тоже благотворно сказывается на популяризации бега.

Всех как в центрифуге закручивает.

Ну и ряд мероприятий, часть из которых я начинал, тоже оказали влияние. Тот же полумарафон — сюда приезжали каждый год участники сборной страны, хотя больших призов не было.

Потом появился БИМ-марафон, он у нас с патриотической окраской. Потом начался паркран, наш директор Ирина Пирогова сама легкоатлетка, она много помогала мне с моими пробегами, она очень инициативная и предложила организовать парковый забег в городе.

Я сам уже 45 лет в легкой атлетике… Вроде бы о беге уже знаешь все. И тренером работал, и в сборной области бегал.

И я могу бегать один — этим бег хорош и отличается от игровых видов спорта. Есть настроение — побежал, никого не нужно ждать.

Но все же паркран — это отдушина. Я жду его всю неделю. Я даже про паркран песню написал, там есть такие слова:

“Я всю неделю жил видением одним, как предвкушением свидания с любимой”

На паркране в Зеленограде

У нас в Митино такая же история, очень теплая атмосфера и замечательные люди. Паркран — это заряд на все выходные.

У нас вот сегодня больше 100 человек было. Это тусовка, как сейчас говорит молодежь. Все приходят пообщаться, обменяться информацией, новостями — и не только спортивными. Просто замечательно.

Впечатляющий показатель для паркрана. Подытожим. Компактность, дружное сообщество и антураж — наличие парков и удобных трасс для бега.

Да. Ну и еще можно добавить экологию и общий уровень образования, он в городе был выше среднего, люди думающие и прогрессивные — они и на спорт положительно смотрят. В советские времена даже был у нас клуб “Здоровье”, он номинально и сейчас есть, а когда-то он объединял 1500–2000 людей. В одном городе! Известен он был на всю страну, райком партии даже заслушивал на бюро о работе клуба, им выделили квартиру для клубной работы. Любительскому клубу! Они проводили методические занятия, большая библиотека у них была.

Вот они, спортивные традиции города.

Да, преемственность осталась.

Раз уж мы про преемственность заговорили, вот какой вопрос хотел задать. Вы 24 года издавали журнал. Это сейчас все протоколы забегов есть в сети. А тогда значимая часть журнала — это были протоколы.

Не только протоколы. Все же главное были — люди, события, о которых писал журнал.

Конечно. Про протоколы я упомянул, поскольку благодаря им вы сможете подтвердить (или опровергнуть), что в советское время средние результаты на том же марафоне был значительно выше, чем сейчас. Если сейчас с результатом 2:50 ты попадешь, допустим, в первую сотню в Москве, то в советское время этот результат соответствовал третьей сотне в протоколе, условно говоря.

Все так.

Почему? Вроде бы и инвентарь лучше, и питание, и литературы хватает. Больше людей занимается спортом.

На мой взгляд, раньше отношение к бегу было серьезнее. Фанатичнее тренировались. Сейчас да, много подсказок и литературы, каждый пытается что-то изучать, но все же для многих бег остается модой. Чем-то преходящим. Я даже по паркрану нашему сужу. Мы положительно о нем говорили. Но в то же время и ротация большая. Люди приходят и уходят. Сегодняшняя тенденция в беге положительная, это радует, пока больше приходит, чем уходит. Но раньше те, кто приходил, были уже психологически созревшими людьми. И они тянулись к мастерам, к спортсменам. Не просто тусня любительская обособленная. В ней тоже нет ничего плохого, она дает эффект, но не такой. А тогда все варились в одном соку.

С Фредом Лебоу, основателем Нью-Йоркского марафона и его бессменным директором до конца жизни

А сейчас это два разных мира?

Да, любители же сейчас не тренируются с элитой. А мы тренировались. Любители приходили на тренировки и пытались бежать с ними. Вот недавно я разместил у себя на сайте интервью с Рустамом Шагиевым из Ульяновска, это один из сильнейших марафонцев конца 80-х — начала 90-х годов, который занимал четвертое место в Берлине — самое высокое среди всех советских и российских марафонцев. И вот Рустам рассказывал, что в Ульяновске международники, мастера, кандидаты и разрядники — все бежали вместе. На тренировку ходило до 40 человек. Кто-то подальше разворачивается, как новички, кто-то попозже, как международники. Но выходят все вместе.

На кенийскую систему похоже, да? Когда все начинают вместе с лидером, а там уже кто выдержит — тот выдержит.

Да-да. И вот они варились в этой каше и перенимали опыт. Японцы до сих пор так тренируются. Тот же Шагиев рассказывал про марафон в Фукуоке, он там был пятым однажды. Он элитный, там 250 японцев и 50 приглашенных элитных спортсменов со всего мира. И японская молодежь встает и берет темп лидера. Сколько выдержишь — столько выдержишь. Я называю их самураями. Понятно, что не дотянет до конца. С Кипчоге так же тренируются — с ним толпа по стадиону работу делает. Это мы сейчас говорим — “о, какая классная система”! А Петр Григорьевич Болотников, царствие ему небесное, наш олимпийский чемпион, рассказывал мне, что они тренировались так же. Выходят утром на зарядку, круг у них 12 км. “Сегодня бежим по 4 минуты спокойно”. Один начнет поддавать, другой поддаст, а все подхватят. А последние 800 метров у них назывались “олимпийской прямой”, она немного с песком, ноги проскальзывают. Все пытались выиграть там. И будучи уже олимпийским чемпионом, Петр Григорьевич надевал шиповки — на зарядку! Чтобы не проиграть другим.

Да, это естественный отбор. В спорте побеждает сильнейший. И такая система давала свои плоды.

И если ты не выдерживаешь, ты можешь понять свой лимит, есть ли у тебя предпосылки бежать по мастерам, или только по второму разряду. Все-таки это генетически обусловлено, плюс физиология и приобретенное здоровье.

Можно ли сказать, что еще сейчас стало много отвлекающих факторов? Если раньше человек увлекался бегом, у него это было главное хобби, и не так много было альтернатив. А сейчас интернет, индустрия развлечений, слишком много отвлекающих факторов. И бег стал таким развлечением выходного дня, одним из многих возможных.

Пока не вижу такой большой разницы. Да, не было интернета. Но раньше читали неимоверно много книг, например.

Да, тиражи были на два порядка выше.

Вот Швец — бывший спецкор “Комсомольской правды”, возглавлял пресс-службу Олимпийского комитета. Он написал замечательную книгу “Я бегу марафон”. Тираж — 200 тысяч экземпляров!

“Книга тренера” Вайцеховского — 65 тыс. экземпляров. А сейчас у книг по спорту 3–4 тыс. — это уже хороший тираж.

Была замечательная серия книг у издательства “Физкультура и спорт” об элитных зарубежных спортсменах — Лассе Вирен, Рон Кларк, Питер Снелл. Все любители читали. Спрашиваешь кого-то из старого поколения — с чего начал бегать? А я вот прочитал книгу “Без труб, без барабанов” Гилмора. Другой про Вирена прочитал и начал бегать. И так далее.

А сейчас…. Опять-таки возвращаемся к слову “мода”. Информации много, но берут отовсюду и в итоге знания поверхностные. Плюс спорт стал бизнесом. Вот мы до интервью говорили про гели, про питание.

Некоторые говорят: “без гелей бегать нельзя, ты что!”

Без футболок специальных бегать не могу. Без кроссовок с такой-то амортизацией.

За мой спортивный век — 45 лет занятий бегом — каких-только технологических нюансов не было.

с Катрин Свитцер (США) — первой в мире женщиной, официально пробежавшей марафон

Вот недавно история с минимализмом в обуви была на Западе и у нас.

Да. А сейчас к максимализму вернулись. И так далее. Но чтобы бегать, нужно в первую очередь просто бегать. Опять же, Леонид Мосеев вон тренировался в полукедах уже на уровне сборной страны. И ноги у него не убитые. Человек бегал до 1000 км в месяц — и на каких скоростях. Никаких травм не было, только один раз дернул икроножную в мороз в шиповках. В шиповках бегали по парку по дорожке с утрамбованным снегом. А сейчас шарахаемся: “как это без гелевой подушки кроссовки”, “как без такой-то амортизации бегать”

Я как раз хотел задать такой вопрос — “какие вы видите минусы и плюсы у российского любительского бега”. Вы как раз уже к нему приступили :)

Люди зациклились на не самых важных мелочах… А еще появились школы — не будем здесь называть их…

Школы правильного бега?

Школы правильного бега, а еще экспресс-подготовки к марафонам за полгода… Это же ненормально. Мы должны идти эволюционным, а не революционным путем. Физиологию быстро не изменить, укрепить сердечную мышцу и суставы быстро невозможно. А люди хотят получить результат здесь и сейчас.

Правильнее начинать с более коротких дистанций, верно? И готовить себя постепенно?

Конечно. Нагрузка должна нарастать постепенно. Это теория и методика физического воспитания. Постепенность и последовательность. Должна происходить адаптация, процесс развития, как суставов и связок, так и сердечной мышцы. Я год назад общался с одним молодым человеком, он спрашивал у меня, как готовиться, тренироваться. Я ему так и сказал — если с нуля хотите подойти к марафону, это минимум 4 года. А если вы в отличной кондиции сейчас, то все равно минимум 2 года!

Можно ли сказать, что любитель скорее травмируется от слишком резкой нагрузки, чем от неправильной обуви? Лучше постепенно работать, пусть и в любой обуви, чем обвешаться самым новым дорогим оборудованием, но сразу начать готовиться к марафону с нуля?

Да. Если вернуться к временам, когда я издавал журнал, у меня не было проблем с кроссовками. Мне их предоставляли на тесты, на обзоры. Бывал и бартер, когда денег не было в девяностые. У меня была гора коробок с новыми кроссовками разных фирм — да и сейчас лежит немало. Но я бегаю в старых убитых кроссовках Mizuno Rider 11. Сейчас уже двадцать первое поколение этой модели. Да, пусть они “подсели”, и EVA-этиленвинилацетат, уже не работает там.

А ведь говорят про 500–800 км в одной паре.

Когда я начинал журнал, я же с представителями фирм-производителей общался. Тогда была информация про 1500–1800 км. Потом прошло лет 5–7 лет, стали говорить про 1000–1100 км. А теперь 500–600 км. Либо технологии регрессируют, либо это маркетинговые ходы. Одно дело — на 5 лет покупать обувь, другое — обновлять каждый сезон.

Согласен, нелогично: все время рассказывают про новые технологии, а срок годности уменьшается.

Поэтому посоветуем молодому (в плане не возраста, но опыта в беге) поколению фильтровать информацию. Нам дают завуалированную информацию с прицелом на бизнес. И про те же гели, и про кроссовки. Бегуны ведь платежеспособная аудитория.

Хотите быть здоровыми и наслаждаться бегом — поверьте, вы можете бегать в чем угодно. Любите бег в себе, а не себя в беге!

Дадите напоследок один совет нашей аудитории, новичкам и любителям?

Кто-то из великих сказал: “Сомневайтесь”. Научитесь анализировать сами информацию из разных источников. В последнее время я еще говорю: нужно обращаться к старшему поколению, кто уже прошел свой путь в беге и кому скрывать нечего. Им не нужно себя пиарить. Бывает, что молодые, кто только стал тренером, могут лукавить, искать модную волну, пиариться. А те, кто уже прожил жизнь, к ним стоит прислушаться. Почему я и написал книгу о Мосееве, сейчас буду общаться с Кашаповым для написания новой книги. Мнению таких людей я доверяю. И мне хотелось бы, чтобы к ним прислушивались.

Доверять опыту и сомневаться во всем. Большое спасибо вам за беседу!

Смотрите также

Мосеев. Победитель или побежденный? Биографическая повесть от первого лица — Борис Прокопьев

Побегать бесплатно и в хорошей компании. Парковые забеги (parkrun)

Мифы и заблуждения о беговой обуви

Другие интервью рубрики

--

--

Renat Shagabutdinov

Главный редактор "Бегать просто", шеф-ред направления "Спорт" в МИФе