«Убегаешь с проблемой — прибегаешь с решением». Как изменить жизнь к лучшему

Renat Shagabutdinov
6 min readMar 13, 2020

Бег — простой и доступный почти всем вид спорта. Но не стоит сводить его только к профессиональному спорту или бегу для оздоровления/контроля веса. Это лишь верхушка айсберга (скорее даже пик, а не верхушка — доли процента), а большая его часть — любительский бег для себя, удовольствия ради. Это хобби, которое способно мощно изменить жизнь. К лучшему и порой — довольно неожиданным образом.

Фото: pixabay.com

Новые люди

Начиная бегать на любительском уровне, всегда расширяешь круг знакомств. В этом плане особенно полезны паркраны (parkrun) — бесплатные еженедельные забеги на 5 км в парках, проходящие по всему миру каждую субботу в 8 или 9 утра.

Лично я был на самом крупном паркране в мире — на набережной Дурбана (ЮАР) накануне всемирно известного ультрамарафона Comrades на пробежку вышло больше 2 тысяч человек. И на гораздо менее посещаемом тоже — 2 января в Казанском паркране при температуре в −30℃ приняли участие всего 10 человек. Неизменно одно: в любую погоду на паркране всем обеспечен теплый прием.

Паркраны — не масштабный марафон, к которому готовишься год, это в первую очередь местечковая история, возможность пообщаться с местными — вне зависимости от масштаба и обстановки. Эти забеги укрепляют соседские (в масштабах района) связи, которых нам так не хватает в эпоху онлайн-общения.

Это я знаю по своему опыту: мы с товарищами организовали забеги в парке своего района. И теперь знаем своих соседей гораздо лучше, обращаемся друг к другу за помощью и за услугами, поддерживаем местных производителей и так далее.

Возможность совершенствоваться

Среднее время на марафоне сейчас — 4 часа 28 минут. Мировой рекорд — 2 часа 1 минута 39 секунд, про неофициальный мировой рекорд Кипчоге (1:59:40) вы наверняка слышали. Так что любителю есть к чему стремиться.

Чтобы побить мировой рекорд, ⁠нужно, чтобы сошлось все: генетика (как сказал мне в интервью легендарный ⁠ультрамарафонец из ЮАР, девятикратный победитель Comrades Брюс Фордайс, ⁠«главное для бегуна на длинные ⁠дистанции ⁠– внимательно выбирать родителей»), тренировки с детства, режим и образ жизни ⁠профессионала. Это почти недостижимо для обычного ⁠человека. Зато практически каждый может выбежать марафон «из 4 часов», а потом «из 3», а потом — каждый раз по минутам улучшать результат. Это касается не только марафонской, но и остальных дистанций.

Как только начинаешь участвовать в соревнованиях, появляются интерес и мотивация к улучшению своего результата. Это работает практически с каждым. В беге, в отличие от жизни в целом, куда проще фиксировать свой прогресс — и наслаждаться им. Отсюда приходят и стимулы тренироваться, соблюдать режим, осознаннее подходить к питанию и здоровью в целом. Зачастую именно эти изменения, а не сам бег, приводят к положительным последствиям для здоровья, самочувствия и продуктивности.

Альтернатива вредным привычкам

Бывали и случаи, когда попытка убежать от лишнего веса и вредных привычек приводила к тому, что именно бег становился главным делом жизни. Чего стоит, например, история марафонца Стива Вэя, курившего по пачке в день и весившего за 100 кг. После всего лишь трех недель тренировок он принял участие в Лондонском марафоне (2006) и пробежал его за 3 часа 7 минут. Впоследствии он бросил карьеру в IT ради тренировок, стал членом сборной страны, попал в топ-10 на престижном ультрамарафоне Comrades. Бег точно изменит жизнь — а уж насколько круто, заранее никто не знает.

Бег позволяет отключиться от работы и рутины — не хуже разного рода вредных привычек. И при этом без последствий — если, конечно, все делать правильно. Более того, бег прекрасно заменяет эти самые вредные привычки, обеспечивая организм коктейлем из гормонов. В книге «Не про бег» Юрий Строфилов — владелец сервиса онлайн-тренировок S10.run — пишет:

Гормоны, нейромедиаторы и белки отражаются на нашем восприятии действительности. Концентрации адреналина, норадреналина, серотонина, дофамина, нейротрофина возрастают во много раз. Некоторые бегуны испытывают эйфорию, похожую на действие ЛСД; к другим приходит вдохновение, они начинают писать стихи и книги; третьи находят смысл жизни.

Сэм Андерсон работал барменом в Нью-Йорке, и его ночи не сильно отличались друг от друга: с десяток шотов текилы и мескаля, пачка сигарет, пара бокалов пива сверху, подъем под вечер на следующий день, бесконечное похмелье день за днем. Но однажды в один из таких похмельных вечеров ему что-то ударило в голову — он вдруг решил пробежаться.

Пробежка вышла недолгой и, скажем честно, довольно мучительной, зато после нее он насладился тем самым коктейлем из «гормонов счастья» — и тот оказался не хуже привычных ему коктейлей. Пришло все к тому, что сейчас Сэм ранним утром спешит в парк на тренировку бегового клуба, а вечерами работает в хорошем ресторане, курируя модные натуральные вина и разливая нетривиальные коктейли.

Самое главное — он заразил бегом значительную часть барменской тусовки Нью-Йорка. Тусовки, в которой велик риск пристраститься к алкоголю и табаку. От этих аддикций спасением может быть как раз бег и связанная с ним «эйфория бегуна». В книге Джона Рэйти и Эрика Хагермана «Зажги себя!», помимо прочего, рассказывается об исследованиях, доказавших снижение тяги к алкоголю и табаку у тех, кто занимался физическими упражнениями.

«Эйфория бегуна»

Основная версия появления эйфории — ее озвучивают Михай Чиксентмихайи, Филип Латтер и Кристин Вейнкауфф Дурансо в книге «Бегущий в потоке» — такова: наш организм продуцирует эндорфины (морфиноподобные опиоиды, вырабатывающиеся в различных частях ЦНС) и эндоканнабиноиды (вариант тетрагидроканнабинола, который содержится в марихуане и вызывает чувство легкого наркотического опьянения). После чего выбрасывает их в кровь в качестве болеутоляющих средств — чтобы человек смог противостоять, в частности, той боли, с которой обычно связан бег на длинные и марафонские дистанции.

Не все состояния эйфории у бегунов одинаковы. Организм спортсмена вырабатывает нейрохимические вещества в соответствии с потребностями каждого конкретного дня тренировок, а также с учетом множества других физиологических факторов.

Кстати, совсем недавно были опубликованы результаты исследования, показавшего, что физическая активность снижает риск возникновения депрессии — даже для тех, у кого есть родственники с таким диагнозом.

Самое продуктивное рабочее время

Предприниматель Юрий Строфилов начал бегать в 50 лет и пробежал все шесть марафонов-«мейджоров» (самые крупные и престижные забеги в мире — проводятся в Токио, Бостоне, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Чикаго). Он показал результаты, о которых мечтают многие молодые любители (в Нью-Йорке он был первым среди всех российских участников), — и попутно написал блестящую книгу «Не про бег».

В интервью Юрий отметил, что бег может быть не потраченным временем, а наоборот — добавленным. Когда тебе нужно найти от получаса до двух часов в день на тренировку, ты начинаешь лучше расставлять приоритеты и осваиваешь главное умение тайм-менеджмента — умение выбрасывать все лишнее из расписания и отказываться от наименее важного. А над самым важным сможешь поработать с большей концентрацией и более свежей головой.

А еще эти 20–30 минут или два часа бега — это время без каких бы то ни было отвлечений на смартфон, соцсети, СМС, уведомления в скайпе и почте. Это — чистая концентрация. В своей книге Юрий разъясняет механизм феномена:

Итак, бежим. От адреналина мозг работает быстро; дофамин генерирует сотни новых идей и отбрасывает те, что не проходят фильтр отрицательного опыта; серотонин стимулирует воображение и расширяет сознание; норадреналин помогает принимать решения.

Как отмечает Юрий — и я его полностью поддерживаю, — если вы работник умственного труда, то пробежку можно считать полноценным и весьма продуктивным рабочим временем. Убегаешь с проблемой — и без телефона! — прибегаешь с решением. Мозг в отчаянии от скуки начинает генерировать самые разные идеи. Тем более что есть исследования, показывающие, что мозг в «пассивном» режиме тоже работает, просто делает это по-другому.

Я сам обязан пробежкам как минимум одной книгой, парой интересных проектов, десятком ответов на сложные письма, решением многих рабочих проблем, придуманными поездками и многим другим. Кроме того, на бегу можно и аудиокниги «почитать».

Что могу порекомендовать по поводу работы на бегу? Если хочется именно подумать, «поработать» над какой-то задачей — лучше не брать с собой музыку или аудиокнигу. Полезнее будет «загрузить» перед пробежкой весь контекст по проблеме/задаче (что-то прочитать, освежить в памяти) — и бежать, не загружая мозг задачами, требующими концентрации и осознанного мышления, а думать «в фоновом режиме» над вопросом. Некоторые бегают с диктофоном или с телефоном, чтобы записать мысли и новые идеи, возникающие на бегу.

Польза для здоровья

Польза, безусловно, есть — как для физического, так и для психического здоровья. Что касается положительного влияния бега на психику, это довольно подробно и убедительно доказывается и обсуждается в бестселлере Джона Рэйти и Эрика Хагермана «Зажги себя!». Для максимально эффективной работы мозга мы действительно должны довольно много двигаться. Упражнения препятствуют возрастным ухудшениям когнитивных функций, улучшают память и концентрацию, укрепляют нейронную сеть, утверждают авторы книги.

Что до здоровья физического, то тут главное — все делать с умом и постепенно. В этом случае вреда для суставов не будет, а польза гарантирована.

--

--

Renat Shagabutdinov

Главный редактор "Бегать просто", шеф-ред направления "Спорт" в МИФе