Бегая с кенийцами. Цитаты и выводы из книги Running with the Kenyans

Renat Shagabutdinov
4 min readMar 5, 2020

--

Кения — страна чудес. Именно там можно ошибиться в номере телефона и вместо Кипсанга, бегающего марафон за 2:04, попасть на Кипсанга, бегающего за 2:05.

Такую историю рассказывает Адхарананд Финн в своей известной книге Running with the Kenyans. Ему по ошибке дают другой номер телефона:

Привет.

Привет. Кипсанг?

Да.

Это Финн, писатель-мзунгу.

Э?

Мы виделись пару раз. Говорили с тобой на стадионе позавчера.

Э?

Хм, это Уилсон Кипсанг?

Нет, Уильям.

Ой, я думал ты Уилсон. Марафон за 2:04, разве нет?

Нет, за 2:05.

Ну и хоть книга не новая, ее наверняка читали далеко не все, тем более что на русском языке она не издавалась.

Так что предлагаю вам на некоторые цитаты из книги Финна и выводы, которые он сделал по итогам своего длительного пребывания в Кении со своей семьей. Он много бегал с местными, общался с чемпионами и обычными бегунами, смотрел на то, как устроены тренировочные лагеря — и постоянно пытался разобраться, в чем же секрет Кении, в которой такая плотность марафонцев с результатам вроде 2:02 и 2:05.

***

Финн спрашивает у Ренато Кановы, почему у кенийцев зачастую бывает очень короткая беговая карьера.

“Все бегуны происходят из небогатой среды, и не имеют хорошего образования. Когда они побеждают, их победу празднуют всей деревней, и ве начинают обращаться к ним за помощью. Успешный атлет становится в своем роде лидером деревни, и каждый приходит к нему со своими проблемами” Ренато рассказывает, что у него был атлет, которому названивали каждые два часа из Кении с вопросами в духе “где нам лучше разместить окна в строящемся здании”.

Во многом поэтому создавались тренировочные лагеря, чтобы спортсмены не отвлекались на бытовые вопросы и своих друзей и знакомых. Впрочем, если атлет становится действительно успешным, то он зачастую не хочет больше жить в лагере, в котором есть место только для бега, сна и еды. И начинает вкладывать деньги, начинать стройки.

Зачастую оставление спортсменом тренировочного лагеря может означать скорый закат карьеры, отмечает Финн.

***

Восстановление

Спортсмены в лагерях, которым не нужно беспокоиться о готовке или о покупке продуктов, могут часами сидеть на пластиковых стульях в саду, разговаривая или просто глядя в никуда. А если надоест — они идут спать. Говорят, что Лорна Киплагат могла спать до 16 часов в сутки при серьезных нагрузках. Финн спрашивал у многих сильных британских бегунов, в чем — по их мнению — ключевое отличие в подходе у них и у кенийцев. И все они отвечали, что в отдыхе. В свободное время они могут закупаться продуктами, готовить, встречаться с друзьями и так далее. А кенийцы будут отдыхать.

Как говорит Финн, простота и интуитивность кенийского подхода зачастую идет нога в ногу с научными исследованиями. Когда ты спрашиваешь кенийского бегуна, почему он так много спит, он не станет цитировать свежее исследование из Стэнфорда о влиянии сна на результаты на N процентов, но скажет, что ему нужно спать больше, потому что его организму требуется отдых после тяжелых тренировок.

***

Интуитивный подход проявляется и на соревнованиях. Многие бегают без часов и не так много анализируют, как бегуны с Запада. Последние зачастую могут вспомнить, какой был средний темп и как он менялся, или даже какой был темп большинства километров на соревновании, как менялась тактика. Кенийцы могут вспоминать прошедшее соревнование в менее формальных категориях: “я чувствовал себя хорошо, и поэтому ускорился”, “я чувствовал усталость, и поэтому сошел”.

***

Тренировки поневоле

Собеседники Финна отмечают, что подавляющее большинство сильных бегунов происходит из бедных деревенских семей. Жизнь в кенийской деревне непростая (как и в любой деревне, наверное), дети много работают, бегают до школы и обратно, снова работают. И все это на высоте.

“Мы тренировались, не подозревая об этом”

***

Групповые тренировки

Молодой парень спрашивает Финна, как много он собирается пробежать на длинной.

“Зависит от темпа. Как быстро вы планируете пробегать каждую пятерку?”

“Примерно 16 минут, возможно — 17”. Он говорит это спокойно, словно это абсолютно нормальный темп для пробежки на 24 мили (~38 км).

И это на высоте 2400. В 6 утра. Финн описывает свои мысли: “а я пару месяцев бежал одну пятерку по плоской трассе в Англии. И финишировал за 18 минут, хотя бежал на все деньги”.

***

Выводы

Общаясь с людьми и наблюдая за всем, что происходит в Кении, Финн ведет заметки и записывает факторы успеха местных в блокнот. А в конце книги делится тем, что набралось за 6 месяцев.

Как он говорит, нет ни волшебного эликсира, ни бегового гена. Причины — все и ничего одновременно. Это длинный список: тяжелое и активное детство, бег до школы. бег босиком, высота, диета, ролевые модели, простой подход к тренировкам, фокус и приверженность делу, психологическая устойчивость, стремление к успеху, к изменениям в жизни, отсутствие альтернатив, огромное количество беговых трасс, время, отводимое на отдых, богатая беговая культура.

Смотрите также

The Rise of the Ultra Runners

Путеводитель по сборам в Кении

Обзор книг о беге

--

--

Renat Shagabutdinov

Главный редактор "Бегать просто", шеф-ред направления "Спорт" в МИФе